Tilda Publishing
Сказка о царе Салтане
Дата: 29 октября
Время: 19−00
Продолжительность: 1 час 35 минут
Площадка: Молодежный театр на Фонтанке
Адрес: Набережная реки Фонтанки д. 114

Не совсем сказка по мотивам произведения Александра Пушкина
6+
29 октября
Сказка о царе Салтане
Дата: 29 октября
Время: 19−00
Продолжительность: 1 час 35 минут
Площадка: Молодежный театр на Фонтанке
Адрес: Набережная реки Фонтанки д. 114

Не совсем сказка по мотивам произведения Александра Пушкина

Возраст: 6+

Театр


Томский областной театр юного зрителя

Автор

Александр Пушкин
Режиссёр

Сойжин Жамбалова
Жанр

Не совсем сказка
Трейлер
спектакля
Царь женился на красной девице, и у них родился сын. Но из-за козней теток царица с
ребенком оказались на необитаемом острове. Восстановить справедливость удалось
благодаря царевне Лебедь… Этот сюжет знаком всем — «Сказку о царе Салтане» многие
любят и знают с детства. В Томском ТЮЗе она превратилась в масштабный спектакль,
насыщенный пластикой и музыкой.
Сказка Александра Пушкина — непростой текст. Здесь многое требует осмысления —
нужно понять, как, зачем и про что говорить со зрителем через этот материал сегодня.
Режиссер Сойжин Жамбалова сочиняла спектакль в соавторстве с артистами и своей
творческой командой, подробно разбиралась со смыслами и темами, адаптировала текст во
времени, выстраивая мир сказки Пушкина с помощью музыкальных, визуальных и
пластических решений.

ПОЧЕМУ ЭТО

СТОИТ

ПОСМОТРЕТЬ

  • И драма, и рэп
    «Идиот» скроен из драматических сцен с диалогами из романа, в которые вписаны рэп-композиции. В самых эмоциональных сценах актеры достают из карманов микрофоны и переходят на ритмичный речитатив. В зарифмованной форме зрители услышат историю несчастного детства Настасьи Филипповны, выяснение отношений Аглаи Епанчиной с ее несостоявшимся женихом Ганей Иволгиным. Князь Мышкин на рэп переходит словно от сильнейшего напряжения — не может говорить иначе. Один из самых ярких номеров исполняет Карина Мостовая в сцене дня рождения своего персонажа (она играет Настасью Филипповну).
  • Сокращать и сохранять
    Режиссер Захар Насакин выбирал из романа самые яркие, на его взгляд, ключевые по смыслу моменты. Эти фрагменты Лев Киселёв перерабатывал в емкие формулировки, стремясь сохранить содержание, стилистику, язык, эмоцию. Отдельные рэп-номера создавались из многостраничных отрывков на семь и более страниц. При этом лексика Достоевского была сохранена.
  • А-ля Уилсон
    В спектакле у актеров оригинальный грим (условный, немного клоунский — выбеленные лица, выразительные брови). Автором монохромных футуристичных костюмов выступила Виктория Макаркина и, возможно, привнесла сюда что-то из времен своей работы в уличном театре «Огненные люди». Цветовые решения в спектакле крайне важны: всё начинается в единстве оттенков серого, но по ходу действия вместе с напряжением растет и контрастность — персонажи становятся всё более безумными, в их облике появляются красные пятна (жабо у Настасьи Филипповны, огонь в ее камине), серость уходит.
  • Компактный хронометраж
    Авторы спектакля более подробно раскрывают начало романа, а затем довольно резко переходят в финал. Однако за час тридцать они успевают проговорить важное для них и задать зрителю вопросы: в чем же заключается милосердие и какое оно — кричащее или тихое, спокойное или на грани безумия? Что такое достоинство? Что с человеком делают деньги? И может ли красота спасти такой мир?
  • Сила в деньгах?
    В итоге вырисовывается центральная тематическая линия постановки — материальные ценности как мерило нравственности. Потеряв ориентиры, отказавшись от духовного, вечного в пользу суетного, преходящего, персонажи спектакля словно несутся на поезде, у которого отказали тормоза и нет машиниста — то ли в неизвестном направлении, то ли хуже — в пропасть. Локомотива на сцене не будет, но декорация-трансформер, которая бо́льшую часть действия напоминает кровать, в финале дает зрителям пространство для собственных ассоциаций и интерпретаций.
ОТЗЫВЫ
РЕЖИССЕР
О СПЕКТАКЛЕ
Миры внутри “Сказки о царе Салтане” мне очень близки. В основе пушкинских сказок — большой пласт фольклорного материала, с которым интересно работать. Я часто ставлю спектакли в национальных театрах. Предания, эпос — довольно понятная мне история. Миф — прекрасный манок для фантазии. Театр — одно из немногих мест сегодня, где живая коммуникация между людьми еще возможна. Сказки Пушкина — прекрасный материал для того, чтобы спровоцировать юного зрителя подключиться — эмоционально, интеллектуально, чувственно.
Сойжин Жамбалова
НАГРАДЫ
И ФЕСТИВАЛИ
Спектакль вошел в лонг-лист Всероссийского фестиваля театрального искусства
для детей «Арлекин» — список постановок, ставших значимыми событиями
театрального сезона 2023–2024 гг.