Стройка театра длилась больше 14 месяцев (с июня 2023 по сентябрь 2024 года). Сумма инвестиций составила больше 24 миллионов рублей. Все это стало возможным благодаря безумию и отваге поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, более 40 партнеров и 1000 зрителей и коллег. Всё это время мы чувствовали невероятную любовь и помощь.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Раньше в этой части завода «Арсенал» находились пищевые блоки. Там, где сейчас сцена и гримерки, были холодильные камеры и разное оборудование. На месте фойе располагалась морозильная камера, которая занимала четверть пространства. Еще раньше в этой части здания (она составляла одно целое с помещением, где сегодня находится кафе) проводились балы. Поэтому парадная лестница такая красивая, а ступеньки на ней чуть ниже обычного — чтобы дамам удобнее было подниматься в пышных платьях.
Помещение досталось нам в плачевном состоянии. Создавать театр пришлось буквально на руинах. Сначала мы долго согласовывали перепланировку, сносили стены (не несущие, конечно) и даже смогли убрать колонну, которая располагалась ровно в центре сцены (спасибо нашему архитектору Фархаду Кумачеву и финансовому директору Владимиру Сергеевскому).
Потом мы заливали и ровняли полы — для производства были нужны полы с уклоном, а для сцены, наоборот, — ровная поверхность. Красили стены и потолки. Разводили сантехнику и электрику, подвешивали светильники, ставили розетки. Возводили станки и бесконечно красили их, покрывали лаком. Стелили линолеум, где это нужно. Штукатурили откосы для окон и монтировали подоконники. Собирали мебель. Отдельная работа была связана с установкой дверей: сначала мы сместили их для соблюдения требований пожарной безопасности, врезали замки и сделали откосы, а потом… переустанавливали заново.
В разгаре ремонта нас покинули оба подрядчика (один — по-хорошему, другой — по-плохому), так что работы пришлось заканчивать нашему финансовому директору Владимиру Сергеевскому. В течение месяца он буквально ночевал на стройке. Приходили школьники, зрители, работники театра — помогали чем могли. Еще нам повезло встретить Рахима Комилова — человека с большим сердцем и умелыми руками. .
«Театральный проект 27» находится в одном из зданий завода «Арсенал». Этот комплекс сооружений основан в 1844 году по проекту Александра Гемилиана под руководством Александра Тона.
Еще в начале XVIII века, в годы Северной войны, на берегу Невы по указу Петра I был обустроен литейно-пушечный двор. Там было налажено производство и хранение артиллерийских орудий, боеприпасов и амуниции — так Арсенал стал крупнейшим после Адмиралтейства промышленным предприятием Санкт-Петербурга XVIII века.
Литейная часть города становилась все более буржуазной, там появлялись особняки и доходные дома. Было принято решение перевести помещения Арсенала на Выборгскую сторону, а наиболее редкие исторические орудия с его складов отправить в Артиллерийский музей.
Комплекс, в котором мы находимся сейчас, строился по единому проекту в отличие от многих других петербургских промышленных предприятий своего времени. Выбор места объяснялся просто: здания располагались почти напротив старого Арсенала — так легче было перевезти оборудование.
Строительство шло пять лет. Вся территория производства была разделена на функциональные зоны. Здесь размещались слесарная, лафетная, паяльная, кузнечная мастерские, торцом к набережной стояли склады. Вдоль нынешней улицы Комсомола было построено два трехэтажных корпуса, деревообделочная мастерская и офицерский корпус, а в глубине квартала были жилые дома мастеровых.
Фасады, выходящие на Неву, архитекторы проектировали так, чтобы они гармонично воспринимались с другого берега и сразу сообщали о функционале зданий. Арсенал — один из ранних памятников промышленной архитектуры Санкт-Петербурга, построенных в кирпичном стиле.
Изначально этот стиль обрел популярность в Германии и Англии, в архитектуре протестантских церквей, промышленных объектов и общественных зданий. В середине XIX века рациональность и экономичность кирпичного стиля оценили и в России при строительстве зданий массового и утилитарного назначения — газгольдеров, пакгаузов, железнодорожных депо и мастерских. Стиль оказался созвучен духу Петербурга и способствовал развитию производства высококачественного фигурного кирпича различных цветов.
Промышленная архитектура Петербурга противопоставляется парадному, имперскому стилю, опоясывая блистательный центр города массивными краснокирпичными корпусами с гигантскими трубами и водонапорными башнями. Две эти архитектурные ипостаси города при всей их противоположности неразрывно связаны и дополняют друг друга. Так и в театральной жизни Петербурга каждый зритель найдет что-то свое. И рядом с помпезными театрами — наследниками имперской традиции — рождаются независимые театральные проекты — созвучные времени, актуальные и человечные.
Мы долго искали здание, которое своей архитектурой вторило бы нашим ценностям. И вот мы здесь. Как краснокирпичные стены не прячутся под слоем штукатурки и архитектурного декора, так и мы стараемся быть честными с собой и с другими и не избегаем сложных тем. Но взгляните на совершенную форму арочных окон, полюбуйтесь блеском невских вод сквозь высокую арку — и вспомните о том, что в этом мире есть много прекрасного.
КОМАНДА
От всей души благодарим команду, которая создавала этот театр:
Архитектор Фархад Кумачев (NSKStudio)
Технический директор Дмитрий Ляшков
Технический директор Андрей Ксензов
Дизайнеры Кирилл Казанский Лилит Шеина
Свет Евгений Киуру (начальник) Татьяна Артамонова Ксения Козлова, Николай Орлов
Звук Дмитрий Ляшков, Роберт Мурадов
Строители Владимир Сергеевский Алексей Уткин Рахимджон Комилов
Фермы Stage Decor (конструктор — Александр Кириллов)
Мебель (изготовление) Анастасия Николаева
Координация и помощь Анастасия Урусова Ксения Шаврина Виктория Шиляева Мария Дидикова Егор Артюков Александра Девкина Анастасия Николаева Александра Дмитриева Людмила Белецкая Вадим Демидов
Выставка в микромузее и коллажи в фойе Евгения Платонова
Видео Антон Ефремов, Александра Милякова Сабина Керн
Фото Алена Сергеевская Артур Миляков
Редактор Екатерина Сырцева
Историческая справка Дарья Павленко
Главный бухгалтер Светлана Кузнецова
Юрист Ольга Середа
Дирекция Наталия и Владимир Сергеевские
Спасибо нашим главным вдохновителям, любящим работать с подростковой аудиторией:
Режиссерам Ивану Пачину, Юлии Каландаришвили, Владиславу Тутак, Дмитрию Мулькову, Стефании Гараевой-Жученко, Валерии Шараповой, Анне Морозовой, Роману Бокланову, Арине Гулимовой и всем, с кем нам еще предстоит встретиться!
И, конечно, спасибо артистам театра и всем службам.
Отдельная благодарность за помощь и поддержку — работникам управляющей компании АО «Арсенал Недвижимость»:
Благодарим людей, поддержавших нашу стройку через краудфандинговую кампанию на сайте planeta.ru:
Георгий «Театральная Вешалка» Екатерина Ольшанская Юлия Беляева Дмитрий Богданов режиссёр Екатерина Бонфельд Ксения Голыжбина ИТБ Камбур Алексей Яна К. Матрёна Краснова Елена Киселева Кукшев Матвей Владимирович Дарья Курмышкина Левинская Анна Майя Носенко Татьяна Сапожникова Наталья Смагина Андрей Соколов Яна Федорова Сударикова Мария vk.com/sudarikova_foto Дарья Шейдель Светлана Шанько @s.shanko Анастасия Штепенко Серафима Андреева Елизавета Боровская Мария Бушуева А. Васильева Вера Волкова Юлия Зайцева Мария Звягинцева Анна Игнатова Екатерина Иванова Андрей Новоселов Аким Парфенов Наталья Павлова Татьяна Перцева Алексей Прохоров Антон Прохоров Антонина Разыграева Татьяна Ртищева Елена Сергеева Виктория Слепнева