Санкт-Петербург
4−14 октября 2024
БДФ Школа
Санкт-Петербург
Проект БДФ Школа ориентирован на педагогов, работающих с детьми: режиссеров театральных студий, учителей словесности, советников по воспитанию, классных руководителей — всех, кто может стать для ребенка проводником в мир театра. Задача проекта — расширить их представления о том, какие возможности для образования и личностного роста человека открываются на пересечении педагогики и театрального искусства.

Мы убеждены, что театр — это особая форма актуализации смысла, которая в наибольшей степени соответствует задачам именно современного образования. Театровед Павел Руднев формулирует функцию театра так: «Театр отучает от тоннельного восприятия, дает представление о том, что всё постоянно меняется, что мы все разные и не бывает никакого правильного взгляда на явления».

Программа БДФ Школа включает мастер-классы, тренинги, методические материалы для педагогов. Наши эксперты продемонстрируют, какие возможности открывает театр для школы и как сделать так, чтобы взаимодействие школы и театра стало максимально эффективным.
11–12 октября
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ
11–13 октября
ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Семинар
ШКОЛА И ТЕАТР В ЭПОХУ ТРАНСМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
11–12 октября 2024 года
Место проведения
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Адрес
ул. Вавиловых, д. 13, корп. 3 (станция метро «Академическая»)
Количество участников
100 человек
Цели семинара — открыть учителям русского языка, литературы, МХК и советникам по воспитанию потенциал взаимодействия театра и школы, показать им театральные процессы изнутри и помочь найти педагогические ходы, эффективные подходы к обучению, благодаря которым литература перестанет казаться подросткам чем-то отвлеченным и сложным, а театр — скучным и непонятным.

Мы убеждены, что театр не должен быть лишь иллюстрацией к программе по литературе или воспитательному процессу. С помощью театрального искусства учитель вместе с учениками может искать ответы на важные для себя вопросы, познавать себя, творчески реализовываться. При этом нужно учитывать изменившуюся культуру потребления информации и способность современных подростков эффективно использовать цифровые ресурсы. Поэтому одно из направлений семинара посвящено возможностям цифровой эпохи, которые позволяют сделать школьников не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса, вступить в диалог с художественным произведением и друг с другом, почувствовать себя исследователями и открывателями новых смыслов.
В рамках семинара участники:
посетят лекции о трансмедийной культуре и цифровых инструментах включения театра в педагогическую деятельность, о жанровом многообразии современного театра и его возможностях;
примут участие в мастер-классах, на которых опробуют театральные технологии обучения выразительному чтению, обсуждения спектаклей с юными зрителями, написания театроведческих рецензий;
спроектируют в рамках лаборатории уроки по школьным пьесам с привлечением материалов цифровой платформы БДФ, а также самостоятельно спланируют занятия по драматическим произведениям, опираясь на литературный текст и его сценические интерпретации;
познакомятся с работой театрального режиссера, который покажет, как анализировать художественное произведение с режиссерской позиции
РАСПИСАНИЕ
11 октября
пятница
9:30-10:00
9:30-10:00
Регистрация участников
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
Театр и школа: на пути к сложным образовательным результатам
Антон Ткаченко
г. Москва, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение»
11:00 – 12:30
11:00 – 12:30
В кресле и без: что предлагает зрителю современный российский театр?
Александрина Шаклеева
г. Санкт-Петербург, театровед, театральный критик и куратор
12:45 – 14:15
12:45 – 14:15
Школа как лаборатория трансмедийной грамотности: уроки, театр, цифровые сообщества
Анна Новикова
г. Москва, профессор Института медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
15:15 – 16:15
15:15 – 16:15
Работа в группах
Группа 1
Группа 1
Как учить читать выразительно? От текста к смыслу через театр
Юлия Меркулова
г. Москва, учитель русского языка и литературы высшей категории, заведующая кафедрой «СЛОВО» частной школы «Золотое сечение»
Группа 2
Группа 2
Как обсуждать спектакли с детьми?
Алексей Иващенко
г. Санкт-Петербург, актер, режиссер-педагог театральной школы «Я — актер
Группа 3
Группа 3
Не только платья и буфет: на что смотреть, чтобы рассказать о спектакле
Александрина Шаклеева
г. Санкт-Петербург, театровед, театральный критик и куратор
16:30 – 17:30
16:30 – 17:30
Работа в группах
Группа 1
Группа 1
Как учить читать выразительно? От текста к смыслу через театр
Юлия Меркулова
г. Москва, учитель русского языка и литературы высшей категории, заведующая кафедрой «СЛОВО» частной школы «Золотое сечение»
Группа 2
Группа 2
Как обсуждать спектакли с детьми?
Алексей Иващенко
г. Санкт-Петербург, актер, режиссер-педагог театральной школы «Я — актер»
Группа 3
Группа 3
Не только платья и буфет: на что смотреть, чтобы рассказать о спектакле
Александрина Шаклеева
г. Санкт-Петербург, театровед, театральный критик и куратор
12 октября
суббота
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
Театр в цифровую эпоху: как изучать пьесы на уроках литературы?
Дискуссия
Презентация цифровой платформы БДФ
11:15 – 12:45
11:15 – 12:45
Лаборатория проектирования уроков
Группа 1
Группа 1
Что нам делать с Гамлетом?
Елизавета Матросова
г. Санкт-Петербург, учитель русского языка и литературы Президентского физико-математического лицея №239
Группа 2
Группа 2
«Ревизор»: читать или смотреть?
Михаил Арсланьян
г. Москва, учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Пятьдесят седьмая школа»
Группа 3
Группа 3
Чацкий нашего времени
София Лебедева
г. Санкт-Петербург, учитель русского языка и литературы частной альтернативной школы «Пространство 13а»
13:45 – 15:15
13:45 – 15:15
Режиссерский разбор текста
15:30 – 16:30
15:30 – 16:30
Рефлексия. Итоги
СПИКЕРЫ
Тренинг для театральных педагогов
КАК ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ В ШКОЛЕ
11–13 октября 2024 года
Место проведения
Центр внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Адрес
ул. Вавиловых, д. 13, корп. 3 (станция метро «Академическая»)
Количество участников
30 человек
Программа включает в себя мастер-классы и тренинги для театральных педагогов, которые работают с детьми. Тренинг подходит как для начинающих педагогов, которые хотят освоить эту профессию, так и для тех, кто уже обладает опытом школьных постановок и стремится освоить новые инструменты в этом направлении.
Занятия помогут ответить на следующие вопросы:
Что может дать театр школе?
Как выбрать материал для постановки со школьниками?
Что такое структура и выразительные средства спектакля?
Каковы особенности работы над театральной постановкой с детьми-актерами?
РАСПИСАНИЕ
11 октября
пятница
9:30 – 10:00
9:30 – 10:00
Регистрация участников
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
Театр и школа: на пути к сложным образовательным результатам
Антон Ткаченко
г. Москва, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение»
11:00 – 12:30
11:00 – 12:30
В кресле и без: что предлагает зрителю современный российский театр
Александрина Шаклеева
г. Санкт-Петербург, театровед, театральный критик и куратор
12:45 – 13:15
12:45 – 13:15
Школа как лаборатория трансмедийной грамотности: уроки, театр, цифровые сообщества
Анна Новикова
г. Москва, профессор Института медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
13:15-14:15
13:15-14:15
Обед
14:15 – 15:00
14:15 – 15:00
Введение. Знакомство.
Полина Стружкова
г. Москва, режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.)
Алина Кушим
г. Москва, режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др)
15:00 – 16:30
15:00 – 16:30
Как выбрать материал для постановки со школьниками?
Полина Стружкова
г. Москва, режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.)
16:45 – 17:20
16:45 – 17:20
Режиссер наедине с текстом.
Где найти материал для работы?
Антон Ткаченко
г. Москва, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение»
17:30 – 18:30
17:30 – 18:30
Тренинг
Алина Кушим
г. Москва, режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др)
12 октября
суббота
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
Тренинг
Алина Кушим
г. Москва, режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др)
11:00 – 12:00
11:00 – 12:00
Структура спектакля: действие, конфликт, событийный ряд
Полина Стружкова
г. Москва, режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.)
12:15 – 13:30
12:15 – 13:30
Выразительные средства спектакля: музыкальное оформление, сценография, световое решение, мизансцены
Полина Стружкова
г. Москва, режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.)
13:30 – 14:30
13:30 – 14:30
Обед
14:30 – 15:45
14:30 – 15:45
Лаборатория проектирования спектакля
Полина Стружкова
г. Москва, режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.)
Алина Кушим
г. Москва, режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др)
Антон Ткаченко
г. Москва, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение»
14:30 – 14:45
14:30 – 14:45
Распределение по группам, задание
14:45 – 15:05
14:45 – 15:05
Работа над замыслами спектаклей в группах
15:05 – 15:45
15:05 – 15:45
Презентация замыслов по группам
16:00 – 17:00
16:00 – 17:00
Рефлексия
Антон Ткаченко
г. Москва, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение»
13 октября
воскресенье
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
Тренинг
Алина Кушим
г. Москва, режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др)
11:15 – 12:15
11:15 – 12:15
Работа над спектаклем с детьми-актерами
Полина Стружкова
г. Москва, режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.)
12:30 – 13:30
12:30 – 13:30
Жизнь спектакля после премьеры: педагогический аспект
Антон Ткаченко
г. Москва, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение»
13:45 – 14:30
13:45 – 14:30
Рефлексия. Вопросы
КООРДИНАТОР
  • Дарья Курмышкина
    По всем вопросам обращаться по телефону:
    +7 (919) 645-47-51